В гости к шаману и Золотой Бабе
Золотая баба. Фото: sibalt
Алтай — это настоящее средоточие легенд, мифов и преданий. Кроме традиционных алтайских сказаний, здесь появляются и новые, созданные местными энтузиастами. Одна из них — легенда о Золотой бабе, которая якобы спрятана где-то в горах. Рассказываем эту удивительную легенду.
Легенда о Золотой бабе
Настоящая легенда об этом предмете поклонения связана не с Алтаем, а с Югрой, нынешним Ханты-Мансийским округом, местом проживания ханты и манси, части тунгусов и ненцев. Классическая Золотая баба — это скульптурное изображение полной женщины, языческий идол, которому поклонялись местные. Впервые в русских источниках Золотая баба упоминается в Софиевской летописи конца XIV века. Там говорится даже не о самой бабе, а о миссионере Стефане Пермском, который что-то слышал от русских охотников о золотом идоле весом в 70 пудов. Через сто лет о божестве пишет поляк Матвей Меховский. Источником сведений для него тоже послужили слухи, распространяемые русскими, причем теми русскими, которые сами за Уралом не были.
Через несколько лет в Германии вышла книга путешественника Сигизмунда фон Геберштейна, который хотя и побывал в России сам, но за Урал тоже не ездил. С этого времени упоминания об идоле стали встречаться все чаще и чаще, причем в основном у европейских авторов. Есть версии, что под именем Золотой бабы местные народы поклонялись статуе католической мадонны: в некоторых источниках ее описывают как женщину с младенцем на руках.
С начала освоения русскими Сибири поиски Золотой бабы стали делом чести для каждого кладоискателя. Почти тонна золота будоражила умы. Но найти золотого идола не удалось и по сей день. Мало того, не удалось найти даже те источники золота, из которых могла бы быть выплавлена такая масштабная скульптура. Племена, населявшие Югру, о таких золотых запасах не знали. Изображения своих божеств они чаще всего вырезали из камня и дерева — об этом свидетельствуют археологические находки.
Возможно, толчком к появлению легенды стало то, что как раз примерно в это время был открыт Американский континент, у коренных жителей которого были обнаружены огромные запасы золота. Новые сибирские земли показались европейцам чем-то вроде Америки: раз там есть местные племена, то у них обязательно должны быть и сокровища. Так или иначе, найти идола никто не смог и по сей день, а легенды о нем множатся даже там, где золотые изваяния никто и никогда не делал.
Золотая баба на Алтае
Артем Игнатенко. Фото: Алтай. История России
Своя версия легенды об идоле есть у Артема Игнатенко, который называет себя белым шаманом. В селе Полеводка в шести километрах от Бийска он создал музей-панораму «Алтай. История России». В этом музее причудливо смешивается тюркская и славянская мифология, шаманизм, буддизм и собственные воззрения создателя музея.
По версии Артема Игнатенко, Золотая баба — это хранительница родовых традиций как Алтая, так и всей Руси. Не зря ее статуя в музее украшена вышитым рушником. У Золотой бабы, как рассказывает шаман, было два сына: один славянин, другой тюрк. Славянин звал свою мать Ладой. Лада входит в пантеон славянских богов вместе с Перуном, Сварогом, Велесом и другими божествами и олицетворяет плодородие.
Для тюрка мать носила имя Умай. По тюркским верованиям, Умай Эне — тоже богиня женского начала, покровительница всего живого. В образе идола Артем Игнатенко сделал попытку объединить эти два женских образа. А еще Золотую бабу он ассоциирует с Богородицей.
Рассказывает Артем Игнатенко и собственную легенду о предмете поклонения. У кумандинцев, к которым он себя относит, есть миф о потопе. В нем выжила только небольшая часть племени, которая затем на плотах прибыла на Алтай. По версии шамана, строительством плотов руководила женщина-старейшина Алтынай. Она приказала кумандинцам разбирать дома и вязать из бревен плоты, а когда не хватило веревок, отрезала свои волосы. Но веревок снова не хватило. Тогда Алтынай переплавила на гвозди все свои золотые украшения. После того как кумандинцы обрели новую родину, из этих гвоздей они отлили статую старейшины Алтынай — Золотую бабу.
Кстати, в алтайской культуре практически полностью отсутствует традиция создания идолов для поклонения — тем более, золотых. Каменные изваяния на могилах воинов не в счет, алтайцы им никогда не поклонялись, и уж тем более не делали их из золота.
Кроме изваяния — разумеется, не оригинального — в музее есть колодец знаний, дерево познания, в котором записан «кон рода», «первые из восьми ворот Шамбалы» и «самое волшебное место нашей жизни», где собраны тотемы, вырезанные из дерева — языческие боги Сварог, Макошь, Жива, Велес, Мара. Все экспонаты музея можно потрогать, украшения и одежду — примерить.
В ходе экскурсии шаман Артем Игнатенко рассказывает о каждом экспонате музея и излагает свое мировоззрение, правила счастья и достатка. По мнению Артема, надо поклоняться родникам и звезде Богородицы, чтить традиции, не лгать, брать правой рукой, а отдавать левой, говорить правильно. Загадывать желания у Золотой бабы он тоже не рекомендует, лучше подойти к ней, дать монетку и прямо сказать, чего ты хочешь.
Каждый, кто захочет приехать в это место, решит для себя сам, насколько мировоззрение шамана из Полеводки соответствует его собственным взглядам. В любом случае, экскурсия может быть интересной хотя бы с точки зрения получения новой необычной информации.
Как добраться до Золотой бабы
Попасть к шаману и Золотой бабе на автомобиле можно по знаменитому Чуйскому тракту — деревня стоит прямо на нем. Через Полеводку в Горно-Алтайск идут автобусы из Бийска, Барнаула и Новосибирска. А из санаториев Белокурихи проводят регулярные экскурсии, так что не нужно будет подстраиваться под расписание общественного транспорта — оно не слишком удобное, и все маршруты идут только с пересадкой в Бийске.
Отправиться в гости к шаману и Золотой бабе можно и из санатория «Аврора» — мы организуем регулярные экскурсии по этому и другим интересным маршрутам. Ждем вас на Алтае!
Профили лечения
Смотреть всепосещение услуг без очередей
посещений
детские коляски - бесплатно