Источник Глазной Ключ

Есть в Белокурихе место, которое ведет свою историю задолго до появления на Алтае первых русских поселений. В 1683-1684 годах, то есть более, чем за полтора века до основания Белокурихи, там, где сегодня высится Храм Святого Bеликомученика и Целителя Пантелеймона, была поляна, которая использовалась томскими отрядами как временный лагерь на пути в орту (ставку каганов телеутов), которая располагалась высоко в горах.
Дело в том, что Алтай как и при прилегающие к нему Кемеровская и Новосибирские области, а так же Сверный Казахстан, в те далёкие времена были территорией одного государства - Телеутского каганата (Телеутской землицы). Владыку телеутов величали Табуном. Носил Табун титул каана (кагана), а его резиденция располагалась "в 10 днях лыжного хода от Кузнецка" - на реках Саранча (ныне Чарыш) и Алия (сегодня Кан, приток Чарыша).
Именно туда, в Кангарагайскую землицу (современный Усть-Канский район республики Горный Алтай) отправил томский воевода князь Кольцово-Мосальский в 1683 году посольство во главе с "сыном боярским" (так звались дворяне в те времена) Матвеем Ржицким.
Был Матвей офицером Речи Посполитой, да попал в плен. Его и еще 30 высокородных шляхтичей (Бжицкие, Сабанский, Сваровские, Хозинский, Ядловский и др.) в 1633 году поверстали в "сыновья боярские" и в составе прочей Литвы (всего 200 военнопленных) отправили служить в Томский острог.
В те времена это было обычное дело, потому что новая династия в Кремле ориентировалась на польскую культуру (Речь Посполитая для Москвы была тем же, чем сегодня для России является весь Запад). Польские военнопленные как ценные кадры верстались в "сыновья" и отправлялись служить в дальние гарнизоны.
Такая политика приносила плоды. Многие шляхтичи становились в Сибири видными деятелями. Тот же Ржицкий служил и в Томске, и в Красноярске, участвуя в важнейших события как воин и дипломат.
В этот раз Ржицкий был назначен главой посольства к каану Тубуну. Цель - уладить противоречия, накопившиеся последние годы между Телеутским каганатом и Московским государством: участились нападения на русские поселения! Кочевники убивали людей, жгли пашни, уводили скот. Угомонить их мог только каан, но Табун тоже был недоволен своими соседом, потому что тот вторгался на чужую территорию, вел хищническую добычу в чужих зверовьях ("там, где телеуты с коробьями, русаки - с клетьми").
Так что претензии были взаимными, и предложение принять подданство Московского царя (главная цель посольства) Табун отклонил. Он объяснил Ржицкому, что кроме далёкой Москвы, есть еще близкая Джунгария - монстр, который тоже мечтает забрать Телеутскую землицу.
В общем, возвращался Матвей "со товарищи" не солоно хлебавши, а тут еще напасть приключилась: весь отряд заболел неведомой болезнью, от которой по телу язвы, а в глазах - слёзы и краснота.
Выходя с гор на степь в районе современной Белокурихи, измученные путники остановились у источника. Матвей прильнул к струе и выронил наперсный образ Иисуса Христа. Серебряная иконка упала в хрустальную воду и словно бы растворилась в ней. Не смог найти Матвей ее как ни старался!
Легенда гласит, что расплакался суровый воин. Жалко было потери, ведь это была память о матушке, которая надела святой образ на шею сына, чтобы тот хранил своего хозяина в невзгодах военного похода.
Ночью Матвею явилась мать, которая просила его не жалеть о потере, потому что теперь источник святой, и он избавит всех путников от болезни. И действительно, Матвей и его спутники наутро умылись ключевой водой и всю хворь как рукой сняло.
На следующий год Матвей Ржицкий снова был направлен с посольством к каану телеутов, и снова на пути его ждал волшебный источник, в котором все участники посольского каравана умывались и наполняли свои сосуды, которые они приготовили загодя.
Со временем за родником в высоким содержанием серебра закрепилось название Глазной источник.
Эту легенду в 90-х записала этнограф Татьяна Щеглова, профессор, доктор исторических наук, которая более двадцати лет собирала фольклор Алтая. Тогда же (в 1992 году) у целебного источника был построен православный Храм Святого Bеликомученика и Целителя Пантелеймона, в ограде которого Глазной источник был обустроен как и полагается христианской святыне.
Профили лечения
Смотреть всепосещение услуг без очередей
посещений
детские коляски - бесплатно